вторник, 4 февраля 2014 г.

Самые распространенные ошибки опроса

Большое количество вопросов в техподдержку ЛЭРС УЧЁТ касаются двух типов ошибок, которые возникают при опросе. Обычно мы предлагаем выполнить стандартный набор шагов, и в большинстве случаев опрос можно запустить гораздо быстрее без обращения к нам. В этой статье разберём две часто встречающиеся ошибки и методы их диагностики и исправления.

Ошибка открытия сессии

При попытке начать опрос может возникнуть следующая ошибка "Ошибка открытия сессии. Не удалось установить соединение (возможно абонент не зарегистрирован в сети GSM или не удалось согласовать параметры канала связи)".

Типичный протокол опроса при этом выглядит следующим образом:


Что это всё значит? У вас есть два модема - диспетчерский и приборный. При старте опроса диспетчерский модем, которым управляет ЛЭРС УЧЁТ, должен дозвониться по номеру телефона приборного модема, установить с ним связь и начать передачу данных. Если в протоколе опроса появилась ошибка "Не удалось установить соединение", это значит, что на этапе дозвона до приборного модема произошёл сбой, который помешал установить CSD-соединение. Эта ошибка не связана ни с сетевым адресом счётчика, ни с подключением приборного модема к счётчику. Обычно её возвращает базовая станция вашего сотового оператора, но иногда ошибку может возвращать сам модем.

Если в качестве диспетчерского модема вы используете IRZ, Siemens или Sierra Wireless (Wavecom), то решение проблемы сильно облегчится, поскольку с этих модемов ЛЭРС УЧЁТ может считать расширенный код произошедшей ошибки. Для этого в настройках порта опроса нужно выбрать используемую модель модема и обязательно настроить его с помощью утилиты настройки модемов, входящей в комплект поставки ЛЭРС УЧЁТ.

Если модемы настроены, в протоколе опроса появится расширенный код произошедшей ошибки и краткое пояснение. Например, протокол может выглядеть так:


Код ошибки может указать на причину, по которой не удалось установить связь. Если кода нет, то придётся проверить все нижеследующие пункты. 

Итак, модем мог вернуть ошибку по следующим причинам.

1. Диспетчерский модем не зарегистрирован в сети. Расширенный код ошибки чаще всего 254 Вызов невозможен (Call impossible).
Модем может потерять связь из-за слабого уровня сигнала, неисправной антенны или SIM-карты. Возможно он просто завис и достаточно будет отключить его от питания и через 10-20 секунд включить снова. В любом случае стоит сначала перезагрузить модем, проверить уровень сигнала, и при необходимости использовать выносную антенну.

1.1. Кроме того, диспетчерский модем может быть просто неисправен. В этом случае может вернуться любой расширенный код от 128 и выше. Коды ошибок в этом диапазоне не передаются по сети сотового оператора, а генерируются самим модемом. Частным случаем является первый пункт - отсутствие регистрации в сети. Однако помимо этого модему могут помешать дозвониться и другие внутренние причины. Отсутствующая или неисправная SIM-карта, сбой в работе прошивки модема, и т.д. Если модем при попытке дозвона возвращает код ошибки 128 и выше, нужно проверить, установлена ли в нём исправная SIM-карта. Так же стоит отключить модем от питания и через 15-20 секунд включить снова. Это поможет перезагрузить прошивку на случай если она зависла. Если после этого модем так и не может дозвониться, попробуйте заменить его на заведомо исправный и проверить, установится ли подключение через него.

2. Плохой уровень сигнала на диспетчерском модеме. При этом чаще всего выдаются расширенные коды ошибок 2 и 31. Действия здесь те же, что и в первом пункте. Проверить уровень сигнала и при необходимости использовать выносную антенну. Проверить уровень сигнала можно с помощью нашей утилиты настройки модемов.

3. Модем на приборе не зарегистрирован в сети, или у него слабый уровень сигнала. Расширенный код ошибки 27: "Направление не обслуживается". Действия те же, что и в предыдущем пункте для диспетчерского модема. Проверить уровень сигнала и обеспечить уверенный приём.

Остальные причины связаны не с модемами, а с сотовыми операторами. Чтобы их исправить придётся обратиться в техническую поддержку оператора связи.

4. Сотовый оператор не поддерживает выбранный модемом протокол. В большинстве случаев модемы могут сами определить тип протокола передачи данных - v32 или v110. Однако бывают случаи, когда оператор поддерживает только v110, как например, Мегафон. Из-за настройки их коммутаторов модемы не смогли согласовать этот протокол обмена и связь не удалось установить. Тут можно попытаться сделать что-либо самостоятельно. В настройках GSM-подключения в ЛЭРС УЧЁТ, а так же в дополнительных параметрах опроса при ручном опросе, можно задать тип используемого протокола. Если вы уверены, что уровень сигнала на обоих модемах достаточный, но связь всё равно не устанавливается, имеет смысл вручную задать протокол v32 или v110 и попробовать запустить опрос.

5. На балансе счёта диспетчерского или приборного модема закончились средства. Дозвониться в этом случае не получится, так как при отрицательном балансе операторы, как правило, ограничивают связь. Определённого кода ошибки при этом нет, но в некоторых случаях может быть выдан расширенный код 8. Поэтому при поиске причин ошибки установки связи имеет смысл войти в личный кабинет клиента и проверить, достаточно ли средств на балансе.

5. Сотовый оператор на диспетчерском или на приборном модеме не поддерживает услугу передачи данных CSD. Если услуга запрещена на диспетчерском модеме, будет выдан расширенный код ошибки 57 и ЛЭРС УЧЁТ запишет в протокол поясняющее сообщение: "Для SIM-карты диспетчерского или приборного модема запрещена услуга передачи данных CSD. Обратитесь к оператору связи. (Bearer capability not authorized)". Код может отличаться от этого, так как их выдают базовые станции операторов и их значение зависит от настроек оборудования. В любом случае если вышеперечисленные шаги не помогли разобраться с причиной ошибки, нужно связаться с сотовым оператором и выяснить у него по какой причине не удаётся установить CSD-соединение. Проблема может наблюдаться как со стороны оператора диспетчерской SIM-карты, так и со стороны оператора SIM-карты на приборе.


Ответ не получен

Следующая распространённая ошибка опроса - "Ответ не получен (таймаут * мс)". При этом соединение между модемами уже установлено и ЛЭРС УЧЁТ начал передачу команд, на которые должен быть получен ответ. Однако ответа нет, поэтому вы и видите это сообщение. Протокол опроса будет выглядеть примерно так.



Итак, почему не удаётся получить ответ от прибора?

1. Прежде всего убедитесь, что вы звоните по правильному номеру телефона. Если телефонные номера или IP-адреса точек учёта были только что занесены в ЛЭРС УЧЁТ, есть вероятность, что в них присутствует опечатка или номера телефонов/IP-адреса перепутаны. В этом случае ЛЭРС УЧЁТ формирует запросы для одного прибора, а на связи может находится совершенно другой.

2. В настройках ЛЭРС УЧЁТ указан неверный сетевой адрес устройства- это очень распространённая причина. Для опроса устройства ЛЭРС УЧЁТ требует от пользователя указать его сетевой адрес, если конечно прибор, поддерживает работу в сети. Для части приборов, например, Магика, КМ-5 и МКТС, сетевой адрес совпадает с серийным номером. Устройства в сети отвечают только на команды, в которых указан их сетевой адрес, поэтому если адрес указан неверно, ответов мы не получим. При возникновении подобной ошибки нужно убедиться, что сетевой адрес или серийный номер, указанный в карточке свойств устройства, совпадает с номером, который настроен в самом приборе. В некоторых случаях если к модему подключен только один прибор, адрес можно узнать, воспользовавшись функцией определения устройства. Более подробно о ней рассказано в этой статье.

3. Неправильно указан протокол обмена, который должен использовать ЛЭРС УЧЁТ. Некоторые устройства поддерживают работу по разным протоколам. Например устройства Взлёт ТСРВ поддерживают работу как через RS232 по Modbus, так и через порт Ethernet по протоколу TFTP. ЛЭРС УЧЁТ поддерживает оба этих протокола, но для опроса в карточке свойств устройства потребуется указать какой именно протокол надо использовать при опросе. Убедитесь, что вы указали верный протокол.

4. Указан неправильный адаптер, или адрес адаптера. Часть устройств могут работать через адаптеры, которые преобразовывают внутренний протокол устройства в какой-либо другой. Обычно это делается если прибор использует протокол, который зависит от возникающих в канале связи таймаутов. Для правильного обмена их нужно выдерживать с точностью до миллисекунд, что не является проблемой при опросе напрямую через кабель. Однако становится практически невозможным при работе через каналы связи с большими задержками. Так при работе через TCP задержки могут достигать 0.5 - 1 секунды, а в случае GSM-модема десятков секунд. Поэтому к устройству может быть подключен адаптер, который общается с ним по внутреннему протоколу, а с внешним устройством обменивается по протоколу, который более надёжен на нестабильных каналах связи. Например Modbus или MBus. Так как может быть несколько моделей адаптеров, каждая из которых может работать по своему протоколу, эту информацию требуется указать в ЛЭРС УЧЁТ в карточке свойств устройства. Примером могут служить теплосчётчики КАРАТ, опрос которых выполняется только через контроллеры КМ-01, который работает по XModem, или КМ-02, который работает и через XModem и через MBus.
Некоторые адаптеры могут сами обладать собственным сетевым адресом, как, например, адаптеры К104 и К105 для приборов ТЭКОН-19 от "ЗАО Крейт". Для опроса его потребуется указать наряду с сетевым адресом непосредственно ТЭКОНа. В случае если любой из этих адресов указан неверно, ответа от контроллера мы не дождёмся.

5. Параметры связи порта устройства не совпадают с параметрами связи модема, преобразователя или прямого подключения. Такая ситуация возникает если модем был установлен на объект, но не настраивался для работы с этим устройством. Например, устройство может вести обмен через свой порт на скорости 4800 бод, 7 бит данных и один стоповый. Модем, который не настраивался на этот прибор, выдаёт данные на скорости 115200 бод, 8 бит данных и два стоповых. От такого модема прибор, с его точки зрения, считает только мусор, у которого не сходится контрольная сумма и который вообще никак не напоминает протокол обмена. На такой запрос прибор не ответит, следовательно вы увидите такую ошибку. В этом случае нужно узнать на какой скорости и с какими параметрами работает порт прибора. Обычно это можно просмотреть прямо на дисплее. Как это сделать смотрите в руководстве по эксплуатации на прибор. После этого модем можно настроить с помощью утилиты по настройке модемов, которая входит в комплект ЛЭРС УЧЁТ. Преобразователи RS232 в Ethernet или RS485 в Ethernet придётся настраивать их собственными средствами: специальными утилитами, или через веб-интерфейс. Если же вы используете прямое подключение, то параметры связи задаются в карточке свойств точки учёта на закладке "Прямое подключение".

6. Если предыдущие пять пунктов вы проверили и отмели, то, скорее всего, проблема заключается в неверном подключении модема к прибору. Кабель, соединяющий модем и прибор, может быть неверно распаян или повреждён. Необходимо тщательно проверить подключение и убедиться, что оно выполнено в точном соответствии с руководством по эксплуатации счётчика.

7. Последняя причина - ЛЭРС УЧЁТ не поддерживает протокол, который в данный момент настроен в устройстве, или в протоколе обмена есть нюанс, который был не описан в документации. Чтобы в этом убедиться опросите прибор штатной программой, которую выпускает производитель. Если данные удалось считать, тогда нужно обратиться к нам в техническую поддержку ЛЭРС УЧЁТ. Мы запросим у вас дополнительные журналы и свяжемся с производителем, чтобы получить комментарии по поводу протоколов обмена с их прибором.



Комментариев нет:

Отправить комментарий